Берлинский кинофестиваль пострадал от коронавируса и полюбил русских

На 70-м Берлинском кинофестивале давно уже не было такого количества российских картин, разве что в годы Перестройки. Теперь, после радикальной смены руководства киносмотра, наше кино вновь заметили. Выбор оказался нестандартным. Уже состоялись две премьеры. В рамках юбилейного 50-го «Форума показали дебютную картину «Город уснул» Марии Игнатенко, а  в спецсобытиях — «Уроки фарси» Вадима Перельмана,  снятые в копродукции России, Германии и  Белоруссии.

Кадры фильма «Уроки фарси» (предоставлено Hype Film)

Вадим Перельман – американский режиссер еврейского происхождения, родившийся в Киеве и переехавший когда-то с матерью в Канаду и США, где и получил кинообразование. Его фильм «Дом из песка и тумана» получил три номинации на премию «Оскар» 2003 года. В последние годы Вадим активно работает на совместных с Россией проектах, снял «Измены» и «Пепел». Но еще недавно говорил: «Я здесь проездом, и пока немножко гастарбайтер». Теперь он стал почти российским кинематографистом и уже не проездом.  События его новой картины «Уроки фарси» происходят в 1942 году на территории Франции. Бельгиец еврейского происхождения  Жиль Кремье (его сыграл уроженец Аргентины  Науэль Перес Бискаярт, ставший известным, благодаря хиту Каннского кинофестиваля  «120 ударов в минуту»).  Находясь в концлагере герой выдает себя за перса, чтобы выжить. По иронии судьбы немецкий офицер и повар концлагеря Клаус Кох  одержим необычной идеей – уехать после войны в Тегеран и открыть там немецкий ресторан. Когда к нему приводят лагерного узника, говорящего на фарси, он начинает брать у него уроки, чтобы приехать в Иран со знанием языка.

Он упорный и ставит себе планку – выучить определенное количество слов в течение дня, месяца, полугода. И начинается странная история обучения и изобретения несуществующего языка, поскольку Кремье не знает фарси, а только делает вид, что владеет им. Коха виртуозно сыграл немецкий актер Ларс Айдингер, хорошо известный в России после скандала с фильмом «Матильда», где у него роль  российского государя. Николая II. Кастинг международный, а постановочная группа в основном российская. Снимал «Уроки фарси» оператор Владислав Опельянц, прежде работавший на фильмах «Лето» и «Ученик» с Кириллом Серебренниковым, «Вторжение» с Федором Бондарчуком. Музыку написали живущие во Франции  отец и сын Гальперины -Евгений и Александр. Они работали на многих российских фильмах, включая «Нелюбовь»Андрея Звягинцева и «Дылду» Кантемира Балагова. «Уроки фарси» — проект со стажем. Сценарий Ильи Цофрина хотел снимать еще в 2013 году Тимур Бекмамбетов, теперь вошедший в продюсерскую группу. Картина снята на немецком и французском языках в Белоруссии, в Бобруйской крепости, где в годы Второй Мировой войны были созданы пересыльные концлагеря  для советских военнопленных. Консультантом фильма стал немецкий историк и писатель Йорг.Мюлльнер, известный как  исследователь сталинградских событий. Получилась нетривиальная история времен войны, особый взгляд на палачей и их жертв.

В программе «Форум» участвует дебютная картина «Город уснул» Марии Игнатенко. Она – выпускница Московской школы нового кино, где училась у Дмитрия Мамулии. Совсем недавно Мария работала монтажером на его картине «Преступный человек», премьера которой состоялась в венецианской программе «Горизонты». И эта связь ощутима в ее дебюте. Мария тоже исследует процесс зарождения преступного начала в человеке, который стал трендом дня. Достаточно вспомнить «Джокера». Герой фильма «Город уснул» Виктор обвиняется в убийстве. Но сам он такой неприметный и словно погружен в спячку после смерти жены. Спят и все вокруг. Буквально. Моряки уснули на судне. Девушки по вызову словно разом умерли в подсобном помещении. Город забирает из них силы. Кто и в чем тут виноват,  не столь важно. Главное общее состояние мертвецкого сна.

Картина очень необычная. Она словно соткана из чужих снов, шорохов и всхлипов. Звуки – это чудо картины. Здесь все поскрипывает — снег под ногами на городской окраине,  судно, рассекающее северные воды. Картина снималась на Кольском полуострове, в Мурманске, и его заснеженные индустриальные пейзажи завораживают. Это девичья картина. Помимо режиссера и сценариста в одном лице, работали на ней оператор  Вероника Соловьева, художник Людмила Дуплякина, продюсер Екатерина Михайлова. И все это на злобу дня. К фестивалю подготовлен внушительный труд о гендере на Берлинале. Исследование проводилось по всем направлениям и программам, начиная с 2014 года. Женщинам везде у нас дорога, и теперь это задокументированно. Но в  процентном соотношении они по всем фронтам проигрывают мужчинам. На их долю приходится 30-38 процентов участия в разных проектах и программах, а также кинопрофессиях. Так что наши девушки поддержали гендерную политику фестиваля, но это тот редкий случай, когда качество не пострадало. На экране много новых лиц. Главную роль сыграл  солист группы Oqjav Вадим Королев. В картине снимался  Дмитрий Кубасов – ученик Марины Разбежкиной, снимающий собственное кино, но востребованный и как актер.

Помимо актуальной гендерной темы, появилась и еще одна – не менее актуальная, связанная с китайским вирусом. Об этом говорят на фестивале каждый день. Один из немногих китайский кинематографистов, добравшихся до Берлинале, стал режиссер Цзя Чжанке. Он представил документальную картину  «Плыви, пока море не станет синим»,  снятую на его  родине в провинции Шанси. Его собеседниками стали три писателя, через которых мы узнаем о жизни этой могучей страны, ее культурных токах и истории. Звучит музыка Римского-Корсакова и Рахманинова, упоминается «Тихий Дон», который произвел на одного из героев впечатление. И все это теперь смотрится через призму бушующего вируса, который опрокинул все представления о стране, которую не так легко сломить. Иначально на Берлинале  были приглашены 118 китайских кинокомпаний и индивидуальных кинематографистов. Многие из них не доехали. Опытные аналитики называют  сложившуюся ситуацию для киноиндустрии ужасной. Чжанке рассказал, какой трагедией могут обернуться все эти события для китайской кинематографистов.  Люди в Пекине и других городах  перестали ходить в кинотеатры и другие публичные места, предпочитают сидеть дом до лучших времен. Киноиндустрия несет колоссальные потери. Возвращение зрителя, по словам режиссера, может случиться не раньше июня-июля.

Источник

Оцените статью
transfernews
Добавить комментарий